#ЖКХ


СМИ пестрят кричащими заголовками на тему ЖКХ. Им вторят ведущие Telegram-каналы, нагнетая ажиотаж вокруг засаленных клише.

Не слушайте ни кого, Друзья. Освещаемая новостными изданиями тема, извращенная последними через призму субъективности, очень подробно изложена в прилагаемом к публикации документе: «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» (Стратегия).

 Вой поднялся по причине, цитирую:
 
«Основной  задачей  Стратегии  в  данном  направлении  является повышение качества  предоставляемых жилищно-коммунальных  услуг  по  содержанию и обслуживанию  общего  имущества  собственников  жилых  помещений,  а  также повышение  мотивации  собственников  помещений  в  многоквартирных  домах  к обеспечению их безопасной и безаварийной эксплуатации.

В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:

○ внедрение  единых  стандартов  деятельности  по  управлению  и  обслуживанию МКД;

○ внедрение  новых  подходов  в  сфере  государственного  жилищного  надзора  и лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД,  централизация  управления  результатами  деятельности  органов государственного жилищного надзора и лицензионного контроля;

развитие институтов и моделей управления жильем, включая возможные формы государственно-частного партнерства на основе открытых конкурсных процедур по отбору  профессиональных  управляющих организаций,  в  том  числе  модели «регионального  оператора  по  управлению  жильём»,  гарантирующего  возмещение ущерба при нарушениях, которые повлекли аварийность МКД;

○ развитие способов управления малоэтажным жилищным фондом по аналогии с МКД;

○ совершенствование  моделей  ценообразования  в  сфере  управления  жильём  и содержания общего имущества;

○ формирование  правовой  среды,  включающей  мотивацию  активности  и ответственности собственников помещений;

○ развитие цифровой клиентоцентричной системы управления ЖКХ на базе ГИС ЖКХ  -  реализация  проекта  «Новый  умный  дом»,  представляющего  возможность гражданам управлять  МКД,  проводить  электронные  голосования  и  пользоваться сервисами, которые упростят участие в управлении жильём.

В результате реализации Стратегии к 2030 году будут:

○ управляться профессиональными управляющими организациями 60% МКД;

○ 100% управляющих организаций соответствовать единым стандартам;  

○ 80%  общих  собраний  собственников  помещений  в  многоквартирных  домах будут проводиться посредством электронного голосования».


Это назревшие и необходимые решения по реформированию сферы ЖКХ. Почему? Приведу выдержку из п. 8 Стратегии:

«Состояние  коммунальной  и  жилищной  сферы  в  Российской Федерации имеет существенные региональные, а также  муниципальные различия.

Значительная  часть  систем  и  объектов  ЖКХ  нуждается в  качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций.  По  данным  единой  системы  мониторинга  и  контроля  устранения  аварий  и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства ежемесячно на объектах
ЖКХ  происходит  в  среднем  6000  происшествий,  средняя  продолжительность перерывов в поставках коммунальных услуг составляет около 8 часов.

В  целом  жилищная  и  коммунальная  сфера  в  Российской  Федерации характеризуется следующими вызовами, требующими решения:

● высокий износ основных фондов жилищного хозяйства, включая рост объемов аварийного  жилищного  фонда  и  износ  внутренних  инженерных  коммуникаций многоквартирных  домов,  в  том  числе  отсутствие  надлежащей  системы  учета  и мониторинга реального технического состояния и степени износа основных фондов;
 

● высокий  износ  основных  фондов  коммунального  хозяйства,  необходимость развития системы учета и мониторинга состояния коммунальной инфраструктуры;

● отсутствие  сформированного  института  ответственных  собственников  жилья, низкая мотивации к принятию решений по управлению жильем;

● недостаточная эффективность управляющих организаций и ресурсоснабжающих предприятий,  обусловленная  недостатками  применяемых  методов  ценового регулирования,  отсутствием  мотивации  к  снижению  затрат,  повышению энергоэффективности и внедрению новых технологий;

● дефицит  частных  инвестиций,  обусловленный  низкой  стоимостью  основных фондов,  отсутствием  долгосрочных  гарантий  возврата  средств  инвесторов  и ограниченными финансовыми возможностями бюджетов различных уровней;

● отсутствие  сформированной  культуры  потребления  и  оплаты  жилищно-коммунальных  услуг,  большой  объем  накопленной  дебиторской  и  кредиторской задолженности ресурсоснабжающих  и  управляющих  организаций,  ограничение предельного  платежа  за  коммунальные  услуги  в  качестве  механизма  сплошной социальной поддержки вместо адресной помощи населению;

● устаревшие технические нормы и правила регулирования отрасли;

● дефицит  профессиональных  кадров,  обусловленный  низкой привлекательностью рабочих мест, в том числе в связи с недостаточным уровнем развития системы профессиональной подготовки кадров.

Основной  задачей  Стратегии  в  рамках развития  жилищно-коммунального хозяйства  является повышение  экономической  эффективности,  надежности  и качества редоставляемых жилищно-коммунальных услуг. В этой связи назрела потребность проведения совокупности взаимоувязанных мероприятий по следующим основным направлениям:

□ эффективное управление жилищным фондом и своевременное поддержание его в надлежащем состоянии, повышение его энергетической эффективности;

□ развитие  коммунального  хозяйства,  механизмов  государственной  поддержки проектов модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры;

□ формирование цифрового ТИМ-паспорта объектов ЖКХ;

□ профессиональная трансформация в сфере ЖКХ».

То есть имеющаяся система жилищно-коммунального хозяйства гнилая напрочь, даже не смотря на определенные улучшения в сфере: «Если в 2010 году лишь 39% граждан устраивало качество жилищно-коммунальных услуг, то в 2019 году, по данным опроса ВЦИОМ, количество таких граждан увеличилось до 60%». Даже 39% - это не про Комсомольск-на-Амуре.

На сегодняшний день управляющие компании - это скорее доходный бизнес, нежели сфера жизненно важных услуг. Главенствующий принцип, которым руководствуются учредители УК - получение прибыли.

Управляющая компания - это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, учрежденное одним или несколькими лицами. При этом деятельность коммерческой рганизации направлена на извлечение прибыли и распределению ее среди участников. А сами услуги - инструмент достижения цели.

Отсюда и экономия на профессиональных  кадрах, и износ  внутренних  инженерных  коммуникаций многоквартирных  домов, и  отсутствие  надлежащей  системы  учета  и мониторинга реального технического состояния и степени износа основных фондов. Получение прибыли и забота о гражданах - вещи в настоящих реалиях не совместимые, потому что капитализм, Товарищи. Поэтому регулятор в сфере ЖКХ сегодня необходим, без него никак. Государство постепенно, но верно создаёт соответствующий функционал, что не может не радовать.

Это заставит УК изменить свои подход к оказанию услуг ЖКХ и отношение к доверившим им в управление МКД гражданам, либо на их место придут другие, кто лучше справится со своими обязанностями.

Напомним, что сервис подачи обращений/заявлений и жалоб в УК с мониторингом со стороны органов государственного жилищного надзора можно здесь: https://esia.gosuslugi.ru/idp/rlogin?cc=bp .


Следите за нашими телеграм-каналом, чтобы быть в курсе самого интересного.