«Основной задачей Стратегии в данном направлении является повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества собственников жилых помещений, а также повышение мотивации собственников помещений в многоквартирных домах к обеспечению их безопасной и безаварийной эксплуатации.
В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:
○ внедрение единых стандартов деятельности по управлению и обслуживанию МКД;
○ внедрение новых подходов в сфере государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД, централизация управления результатами деятельности органов государственного жилищного надзора и лицензионного контроля;
○ развитие институтов и моделей управления жильем, включая возможные формы государственно-частного партнерства на основе открытых конкурсных процедур по отбору профессиональных управляющих организаций, в том числе модели «регионального оператора по управлению жильём», гарантирующего возмещение ущерба при нарушениях, которые повлекли аварийность МКД;
○ развитие способов управления малоэтажным жилищным фондом по аналогии с МКД;
○ совершенствование моделей ценообразования в сфере управления жильём и содержания общего имущества;
○ формирование правовой среды, включающей мотивацию активности и ответственности собственников помещений;
○ развитие цифровой клиентоцентричной системы управления ЖКХ на базе ГИС ЖКХ - реализация проекта «Новый умный дом», представляющего возможность гражданам управлять МКД, проводить электронные голосования и пользоваться сервисами, которые упростят участие в управлении жильём.
В результате реализации Стратегии к 2030 году будут:
○ 100% управляющих организаций соответствовать единым стандартам;
○ 80% общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах будут проводиться посредством электронного голосования».
Это назревшие и необходимые решения по реформированию сферы ЖКХ. Почему? Приведу выдержку из п. 8 Стратегии:
«Состояние коммунальной и жилищной сферы в Российской Федерации имеет существенные региональные, а также муниципальные различия.
Значительная часть систем и объектов ЖКХ нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. По данным единой системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства ежемесячно на объектах ЖКХ происходит в среднем 6000 происшествий, средняя продолжительность перерывов в поставках коммунальных услуг составляет около 8 часов.
В целом жилищная и коммунальная сфера в Российской Федерации характеризуется следующими вызовами, требующими решения:
● высокий износ основных фондов жилищного хозяйства, включая рост объемов аварийного жилищного фонда и износ внутренних инженерных коммуникаций многоквартирных домов, в том числе отсутствие надлежащей системы учета и мониторинга реального технического состояния и степени износа основных фондов;
● высокий износ основных фондов коммунального хозяйства, необходимость развития системы учета и мониторинга состояния коммунальной инфраструктуры;
● отсутствие сформированного института ответственных собственников жилья, низкая мотивации к принятию решений по управлению жильем;
● недостаточная эффективность управляющих организаций и ресурсоснабжающих предприятий, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности и внедрению новых технологий;
● дефицит частных инвестиций, обусловленный низкой стоимостью основных фондов, отсутствием долгосрочных гарантий возврата средств инвесторов и ограниченными финансовыми возможностями бюджетов различных уровней;
● отсутствие сформированной культуры потребления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, большой объем накопленной дебиторской и кредиторской задолженности ресурсоснабжающих и управляющих организаций, ограничение предельного платежа за коммунальные услуги в качестве механизма сплошной социальной поддержки вместо адресной помощи населению;
● устаревшие технические нормы и правила регулирования отрасли;
● дефицит профессиональных кадров, обусловленный низкой привлекательностью рабочих мест, в том числе в связи с недостаточным уровнем развития системы профессиональной подготовки кадров.
Основной задачей Стратегии в рамках развития жилищно-коммунального хозяйства является повышение экономической эффективности, надежности и качества редоставляемых жилищно-коммунальных услуг. В этой связи назрела потребность проведения совокупности взаимоувязанных мероприятий по следующим основным направлениям:
□ эффективное управление жилищным фондом и своевременное поддержание его в надлежащем состоянии, повышение его энергетической эффективности;
□ развитие коммунального хозяйства, механизмов государственной поддержки проектов модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры;
□ формирование цифрового ТИМ-паспорта объектов ЖКХ;
□ профессиональная трансформация в сфере ЖКХ».
То есть имеющаяся система жилищно-коммунального хозяйства гнилая напрочь, даже не смотря на определенные улучшения в сфере: «Если в 2010 году лишь 39% граждан устраивало качество жилищно-коммунальных услуг, то в 2019 году, по данным опроса ВЦИОМ, количество таких граждан увеличилось до 60%». Даже 39% - это не про Комсомольск-на-Амуре.
На сегодняшний день управляющие компании - это скорее доходный бизнес, нежели сфера жизненно важных услуг. Главенствующий принцип, которым руководствуются учредители УК - получение прибыли.
Управляющая компания - это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, учрежденное одним или несколькими лицами. При этом деятельность коммерческой рганизации направлена на извлечение прибыли и распределению ее среди участников. А сами услуги - инструмент достижения цели.
Отсюда и экономия на профессиональных кадрах, и износ внутренних инженерных коммуникаций многоквартирных домов, и отсутствие надлежащей системы учета и мониторинга реального технического состояния и степени износа основных фондов. Получение прибыли и забота о гражданах - вещи в настоящих реалиях не совместимые, потому что капитализм, Товарищи. Поэтому регулятор в сфере ЖКХ сегодня необходим, без него никак. Государство постепенно, но верно создаёт соответствующий функционал, что не может не радовать.
Это заставит УК изменить свои подход к оказанию услуг ЖКХ и отношение к доверившим им в управление МКД гражданам, либо на их место придут другие, кто лучше справится со своими обязанностями.
Напомним, что сервис подачи обращений/заявлений и жалоб в УК с мониторингом со стороны органов государственного жилищного надзора можно здесь: https://esia.gosuslugi.ru/idp/rlogin?cc=bp .